Самые нетривиальные зады в живой природе

Поделиться в соц. сетях

Любой постоянный пользователь Интернета прекрасно осведомлен о том, что у вомбатов просто-таки потрясающие задницы. Во-первых, они производят аккуратные квадратные фекалии. Во-вторых, с помощью «кормы» сумчатые млекопитающие способны удушить хищника, которому взбредет в голову сунуться в их нору.

 

Дисклеймер: последний факт научно не доказан и, скорее всего, является вымыслом. Как бы то ни было, в природе есть немало существ, которые используют зады в качестве оружия - оборонительного или наступательного. Сегодня вы узнаете о пяти из них.

 

1. Личинки стрекозы

Стрекозы - искусные хищницы. Их часто называют самыми успешными охотниками в природе, так как спастись от них удается в среднем лишь одной потенциальной жертве из двадцати. Детки этих насекомых, именующиеся нимфами, также весьма искусны в деле обеспечения себя пропитанием.

 

Самые нетривиальные зады в живой природе

 

Они живут под водой и используют крайне оригинальную схему дыхания - через анус. Их зады вообще отличаются поразительной многофункциональностью. Они снабжают насекомых кислородом, переваривают пищу, испражняются. А ещё они служат неким подобием реактивного двигателя.

 

Выпуская из себя водные струи, нимфы резко ускоряются, чтобы спастись от хищника.

 

Но и это ещё не все. Задняя кишка нимф чем-то напоминает баллон с воздухом у пневматической винтовки. Дело в том, что у этих прирожденных убийц есть ротовые органы, которые, как язык хамелеона, выстреливаются в добычу и захватывают её.

 

Проблема в том, что во рту у личинок нет мощных мышц, и им приходится прибегать к помощи гидравлического давления, создающегося внутри желудка. Во время первой фазы «броска» нимфа оттягивает назад ротовые органы, будто взводя курок.

 

Затем она герметично закрывает анальный клапан и сжимает заднюю кишку. Это позволяет создать внутри крохотного тельца довольно приличное давление. Когда все готово, захватывающий механизм высвобождается, устремляясь в направлении цели.

 

2. Скорпионы

Скорпионы славятся жалами, с помощью которых впрыскивают в свою добычу яд. Но к данному рассказу эти острые орудия не имеют отношения, так как, хоть и расположены сзади, не являются составной частью пищеварительного тракта. Нас больше интересуют сбрасываемые в оборонительных целях «жертвенные» анусы.

 

Исследователи обнаружили в Южной Америке четырнадцать видов скорпионов, которые избавляются от хвостов, чтобы не попасть в зубы хищникам. Этот прием именуется автотомией, и его эффективным использованием славятся ящерицы. На что-то подобное способны и некоторые пауки, заново отращивающие потерянные ноги.

 

Самые нетривиальные зады в живой природе

 

Как у всех этих существ развилась способность к автотомии? С точки зрения эволюции тут все предельно логично - лучше пожертвовать малой частью себя, чем расстаться с жизнью. Это дорогостоящая стратегия, но она все же оправдана. Как бы то ни было, южноамериканские скорпионы, спасая себя, тоже отбрасывают хвост.

 

Загвоздка в том, что вместе с ним «отстегивается» не только знаменитое жало, но и анус членистоногого. Рана впоследствии заживает, но выходное отверстие организма не регенерируется. Это означает, что скорпионы теряют способность избавляться от отходов жизнедеятельности и неизбежно погибают от запора.

 

К счастью, эти существа могут долго обходиться без дефекации. Некоторые лабораторные особи, ставшие объектом бесчеловечных экспериментов соответствующего характера, погибали по названной причине лишь через восемь месяцев. По мнению ученых, времени у скорпионов с момента потери ануса более чем достаточно, чтобы спариться и произвести потомство. Для естественного отбора, в принципе, большего и не требуется.

 

3. Морские огурцы (голотурии)

Эти донельзя странные существа могут вытворять задами поистине потрясающие трюки. Так, например, они обстреливают хищников своими кишками. Это, как и в случае с отбрасывающими хвост скорпионами, уловка, призванная отвлечь врага и дать время на спасение.

 

Внутренности морских огурцов весьма липкие и содержат неприятные токсины, поэтому можно предположить, что данная стратегия носит и назидательный характер.

 

Самые нетривиальные зады в живой природе

 

Хищник, обстрелянный мерзкой субстанцией, скорее всего, запомнит эту встречу и сделает соответствующие выводы. К счастью, морские огурцы без проблем регенерируют свои внутренности.

 

Но описанный метод использования заднего прохода не является самым странным в арсенале морских огурцов. У некоторых видов этих иглокожих есть так называемые «анальные зубы». Они предназначены для защиты от карапусов - крошечных тропических рыбок, имеющих привычку прятаться внутри голотурий от хищников.

 

Иногда в одно убежище забираются сразу несколько гостей, которые, надо сказать, не отличаются хорошими манерами и ведут себя откровенно по-скотски.

 

Карапусы пытаются откусить гонады (репродуктивные железы) приютившего их живого существа. Это, несмотря ни на какую регенерацию, всякий раз очень неприятно. Можно бы было подумать, что изгнать нежелательных посетителей легче всего, просто сжав задний проход.

 

Но многие виды голотурий, как и нимфы стрекоз, дышат через искомое отверстие. Это означает, что они не могут «закрыться» полностью, так как попросту задохнутся. Анальные зубы, отпугивающие непрошеных гостей, кажутся оптимальным выходом из положения, в которое загоняет морских огурцов их своеобразная анатомия.

 

4. Стафилиниды 

Живые существа довольно часто выделяют своими задами неприятные соединения. Вонючие или раздражающие субстанции поступают из пищеварительного тракта или особых желез. Почти всегда это средство сдерживания агрессора - достаточно вспомнить скунсов или жуков-бомбардиров.

 

Но вряд ли какой представитель царства фауны может сравниться в этом специфическом искусстве со стафилинидами. Эти небольшие жуки, подобно водомеркам, много времени проводят, стоя на поверхности воды.

 

Самые нетривиальные зады в живой природе

 

Можно бы было предположить, что они спасаются от хищников за счет резвости своих ног, как это делают другие похожие насекомые. Однако они используют несколько иной метод ухода от опасности. Стафилиниды извергают гидрофобную секрецию, которая, попав в воду, нарушает её поверхностное натяжение. Так как это происходит только «за кормой», жук получает значительный импульс, движущий его вперед.

 

В этот момент он похож на серфера, который создает собственные волны, чтобы умчаться от опасности.
Ещё один вид стафилинид использует свои выделения в качестве приманки, то есть в данном конкретном случае они из оборонительного оружия превращаются в наступательное.

 

Надо сделать оговорку, что этот образец поведения был зафиксирован лишь однажды и, согласно правилам, принятым в научном сообществе, пока не может считаться достоверно подтвержденным. Так или иначе, в тропических лесах Центральной и Южной Америки можно встретить жука, питающегося исключительно мухами.

 

Обычно он устраивает засаду рядом с гниющими плодами, экскрементами и трупами животных, то есть в тех местах, где его жертвы питаются. Но если поблизости подобных приманок нет, он создает собственную. В девяностых годах прошлого века двое ученых заметили, что насекомое устраивается на листьях или камнях, выпячивает вверх зад и секретирует жидкость, привлекающую мух. Когда жертва подлетает, жук хватает её и приступает к трапезе.

 

5. Беротиды (почетное упоминание)

В восьмидесятых годах прошлого века в СМИ живо обсуждалась информация о том, что личинки беротид парализуют своих жертв, обрабатывая их кишечными газами. В научной статье, послужившей источником этого веселья, исследователи рассказали о потрясшем их наблюдении: личинки бабочек приближались к термитам, подносили к их головам свои зады, и начинали водить ими из стороны в сторону.

 

Через несколько минут добыча падала без чувств, и молодые беротиды тут же принимались за еду.

 

https://petsfusion.com/data/media/4197.jpg

 

Забавно то, что в данном случае жертва гораздо крупнее охотника, и этот сюжет чем-то напоминает библейскую ситуацию с Давидом и Голиафом. Необходимо отметить, что это свидетельство вызывает серьезные сомнения у научного сообщества.

 

Во-первых, оно единично, как и предыдущее, описывающее охотничий прием жуков-стафилинид. Во-вторых, ни один другой вид насекомых не использует подобные газовые атаки в своей повседневной жизни.